Руководитель бизнес-инкубатора Сайяр Сабиров о моде на стартапы и о реализации идей в Татарстане

16 февраля 2018

В преддверии новых отборов стартап-проектов в бизнес-инкубаторы ИТ-парка Казани и Набережных Челнов руководитель бизнес-инкубатора Сайяр Сабиров рассказал о моде на стартапы и о том, как в Татарстане реализовываются идеи и развивается малый бизнес.  
 
— Бизнес-инкубатор был запущен в 2011 году, что он из себя представлял, когда только начинал работать? Многое ли изменилось сейчас и благодаря чему?
— Бизнес-инкубатор (БИ) ИТ-парка уже шесть лет работает в Казани и 5 лет в Набережных Челнах. Создавался он с учетом лучших зарубежных практик функционирования инфраструктур поддержки малого предпринимательства в ИТ-сфере. Была сформирована сильная команда проектных менеджеров, которая с годами только наращивает свои компетенции и опыт работы со стартапами.
За все годы работы бизнес-инкубатора было сформировано определенное комьюнити, выстроены партнерские отношения с венчурными фондами, в том числе и с зарубежными. Ведь связи - это самое главное, что может дать стартапу инкубатор. Контакты инвесторов, венчурных фондов, экспертов, крупных компаний, лоббирование интересов резидентов в госсекторе. Без инкубатора выйти на эти структуры сложно.
С момента создания было рассмотрено около 4000 заявок от стартапов из разных регионов России и даже стран СНГ. Из них уже почти 400 проектов прошли через жесткий отбор и стали резидентами бизнес-инкубатора. Многие из них сегодня являются успешными ИТ-компаниями, известными не только в России, но и за рубежом. Например, компания «Автодория», «Эйдос Медицина», «ٌRTsim» и многие другие. Общий объем привлеченных инвестиций резидентами бизнес-инкубатора ИТ-парка составил свыше 700 млн рублей.
Это позволило с годами повысить ценность бизнес-инкубатора ИТ-парка для стартапов. Но Бизнес-инкубатор, по сути сам как стартап - мы всегда в поиске лучшей бизнес-модели по работе с инновационными проектами, всегда развиваемся, чтобы стать еще лучше.
 
— Как вы определили, что 25% выживаемости стартапов - это хороший показатель?
- Стартап – это компания, которая должна быстро расти. Лучше всего, конечно же, измерять рост по выручке или прибыли, затем по количеству привлеченных пользователей, клиентов, партнеров (в зависимости от проекта), или же по завоеванию доли рынка. Поэтому основной критерий, по которому определяется успешность любого инкубатора - это то количество компаний, которые по итогам инкубирования начинают генерировать выручку и привлекают первые инвестиции.
Сложившаяся статистика выживаемости стартапов в нашем бизнес-инкубаторе - 25%, и для подобных инфраструктур поддержки предпринимательства это хороший показатель (к сведению, общемировая практика работы известных бизнес-инкубаторов – 10% выживаемости стартапов).Даже после выпуска мы продолжаем держать в поле зрения наши стартапы, следим за динамикой их развития, оказываем помощь при необходимости.
 
— Почему не выживают остальные проекты?
По статистике 90% стартапов закрываются в течение трёх лет “жизни”. И это нормальная практика. Задача же инкубатора сделать не 90%, а хотя бы 60%, т.е. повысить шансы начинающих молодых ИТ-предпринимателей на успех. Основная ошибка многих ребят, которые приходят в инкубатор – это создание продукта или услуги, которые не востребованы рынком и потребителями, это попытка решения проблем, которых никто не испытывает. Когда мы с ними начинаем детально прорабатывать рынок, проверять бизнес-модель, смотреть насколько масштабируемый этот проект, все встает на свои места -  ребята понимают, что  “выстрелит” их проект или нет. Среди других факторов, которые влияют на выживаемость стартапа - слабая проработка проекта, высокая конкуренция на рынке, неправильно сформированная команда. Хорошая команда - это не просто несколько умных ребят, это команда единомышленников. Девять из десяти быстрорастущих стартапов, всегда скажут, что самое сложное - собрать команду, которая приведет к успеху проекта.
 
— Что делается сотрудниками бизнес-инкубатора для того, чтобы выживаемость стартапов была больше 25%?
— На данный момент, к тем образовательным программам и той поддержке, которую оказываем в рамках бизнес-инкубирования, мы запустили работу клуба менторов и внешних экспертов БИ. У нас есть большое количество успешных выпускников, которые знают, как правильно выбрать бизнес-модель, выстроить бизнес-процессы компании, какие ошибки чаще допускают стартапы. Это попытка передать опыт новым резидентам БИ, чтобы они не совершали те же ошибки, и процесс становления и роста их компании проходил быстрее.
 
—Вы можете назвать своих конкурентов?
— В России самый крупный игрок на рынке, который работает со стартапами — московский Фонд Развития Интернет-Инициатив, который обладает хорошими ресурсами в плане финансирования проектов,  компетенций и возможностей. Но мы не считаем их конкурентами, потому что в любом случае на рынке сегодня можно работать, не конкурируя, а лишь взаимодействуя и находя точки соприкосновения или точки взаимодействия, что мы успешно и реализуем с подобными инфраструктурами в настоящее время.
 
— В чем это партнерство выражается?
— Мы всегда стараемся смотреть на “коллег по цеху” не с позиции конкуренции, а с позиции максимально возможного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.
Например, как дополнительная ценность, наши резиденты имеют возможность принять участие в заочном акселераторе Фонда Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ), в рамках которого с проектом работают одновременно эксперты бизнес-инкубатора и ФРИИ. Хорошая практика для наших резидентов в плане прокачки проекта.
Кроме того, совместно с ФРИИ мы периодически организуем мероприятия, направленные на развитие стартап-индустрии  и создание новых интересных проектов. В ближайшее время (16-18 февраля) совместно с командой ФРИИ мы проведем “Harvest”, так называемые рабочие выходные для IT-предпринимателей, где любой стартап сможет подать заявку и в течение 2,5 дней поработать и “прокачать” свой проект с региональными и московскими экспертами, получить возможность попасть на отбор в бизнес-инкубатор ИТ-парка.
 
— Можете описать, кто такой предприниматель?
— Предприниматель — это инициативный человек, который умеет брать на себя ответственность, строить бизнес  в условиях высокой конкуренции, приспосабливаться к ним, умеет зарабатывать в таких условиях деньги и развивать свой бизнес, соответственно. Поэтому, когда нам задают вопросы «Почему каждая компания, которая к вам приходит, не становится успешной?», мы отвечаем, что не бывает так, чтобы все компании, которые приходят в инкубатор с идеей, могли быть на 100% успешными. Есть естественный отсев, выживает сильнейший. Да, многие из них хорошие технические специалисты, хорошие разработчики, они во многом трудолюбивы, но у многих у них нет предпринимательских компетенций для успешного старта, и как раз эти компетенции мы должны прокачивать в большей степени в период бизнес-инкубирования.
 
— Был ли на вашем опыте какой-нибудь стартап, который, казалось бы, входит в те 75% неудачных проектов, а потом выстреливает?
— Когда стартапы только приходят к нам на отбор, мы всегда стараемся выбирать только те проекты, которые, на наш взгляд, имеют потенциал роста. Бывает, но относительно редко, что стартап показывает не очень хорошие успехи, а потом, к всеобщему удивлению, выстреливает.  Но всегда есть исключения, есть у нас один интересный проект «Орионис». Создатели делают лаунчер - оболочку для смартфонов для слепых. Когда они только пришли, казалось, что никому этот проект не может быть интересен как продукт. Но на данный момент они доработали продукт на уровне MVP  и презентовали в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, провели тестирование уже во «Всероссийском обществе слепых» в Казани. В настоящее время министерство готово им помогать с внедрением проекта в соответствующие структуры. Я думаю, у ребят все получится.
 
— А часто к вам на отбор приходят социальные проекты?
— Практически на каждом отборе к нам попадают проекты социальной направленности, с которыми мы тоже умеем работать и доводить до коммерциализации. В прошлом году резидентом БИ стал проект «Гудсерфинг» - это платформа для интеграции потенциальных заказчиков и волонтеров, которых можно привлекать на мероприятия, в том числе за рубежом. Пока это просто группа в социальной сети «Вконтакте». Проект очень интересный, и мы уже продумали варианты, как даже такой проект, направленный на волонтеров, можно монетизировать.
 
— Можете описать портрет типичного стартапера?
— Большинство стартаперов - это молодые ребята (часто молодые ученые) в возрасте 25-35 лет с высшим техническим образованием. Поэтому большинство стартапов рождаются в городах, где сильные технические вузы, в частности в Казани, а также существуют инфраструктуры поддержки технологических стартапов, подобные ИТ-парку. Эти ребята чётко понимают, как работает отрасль и что он может ей предложить. Единственное их нужно правильно направить и помочь с масштабированием.
Очень часто в качестве стартапа к нам в бизнес-инкубатор приходят школьники старших классов. У многих из них есть очень хорошие идеи, которые по новизне и технологичности могут конкурировать с проектами взрослых ребят. Например, в настоящее время мы работаем с очень интересным проектом школьников инженерного лицея КНИТУ-КАИ для одаренных детей - «Нейроинтерфейс с использованием нейронных сетей для управления протезом». Проект очень интересный и актуальный, я думаю, потенциал у команды очень высокий. Главная наша задача поддержать этих ребят и помочь вырасти в успешный бизнес.
 
— Есть ли какие-то страхи у стартапов?
— Наверное, не страхи, а, скорее, опасения. За последние годы немного “просел” непосредственно сам венчурный рынок в плане объема инвестиций и количества сделок. А вопрос инвестиций для стартапа - один из самых актуальных. Инвестиции от крупных инвесторов и венчурных фондов позволяет проекту масштабироваться и, соответственно, увеличить динамику роста в разы. Многие стартапы опасаются, что их идею крупные компании или венчурные фонды украдут, либо скопируют. Но, как правило, копируют не идею, а успешно работающие продукты. Наша задача снять эти страхи и опасения, научить ребят общаться и презентоваться профессионалам и компетентным специалистам венчурной индустрии, получать от них фидбэк и привлекать инвестиции.
 
— Какие на вашем опыте были самые обидные ошибки начинающих предпринимателей?
— Наверное, главные ошибки на начальном этапе связаны с оценкой рынка и определением целевой аудитории - не нужно создавать продукт/услугу, которая не решает боль потребителей. У некоторых проектов понимание этого приходит не сразу, а временные, финансовые и трудовые затраты оказываются уже вложены к этому моменту значительные. Поэтому это одна из первых задач, которую решают проекты, когда становятся резидентами бизнес-инкубатора, это проверка сотен гипотез относительно продукта/услуги, которую они разрабатывают.
Вторая типичная ошибка - одной хорошей идеи, как правило, оказывается недостаточно. Многие стартапы не признают важность детальной проработки финансовой модели проекта, правильной презентации инвесторам. Инвестор хочет видеть в основателях стартапа не просто идейных ребят, но и компетентных предпринимателей, разбирающихся в экономике проекта. Ошибки в расчетах ключевых финансово-экономических показателей проекта ставят под сомнение, успешность проекта, в результате сделка просто может не состояться. Вот это компетенции, команда БИ и “прокачивает” в наших резидентах.
 
— Сейчас 2018 год, а бизнес-инкубатор открылся в 2011, когда еще не было кризиса, был "сытый" промежуток и, наверняка, все шло лучше, чем сейчас?
— Желание молодых ребят развивать свои стартапы с каждым годом только увеличивается, несмотря на все существующие сложности. К нам приходят талантливые ребята с хорошей идеей и им нужна наша поддержка, помощь в привлечении инвестиций. Однако, что касается самой венчурной индустрии, заметен определенный спад за последние два года - уменьшается количество фондов, которые готовы работать со стартапами. Практически у всех венчурных фондов довольно высокие запросы по стадиям развития проектов, в меньшей степени для них представляют интерес проекты стадии pre-seed. Поэтому наша задача помочь «упаковать» проекты резидентов бизнес-инкубатора так, чтобы они были интересны инвесторам.
Мы приглашаем всех к нам в бизнес-инкубатор посмотреть, как мы работаем, какие условия у нас созданы для успешного старта вашей компании. Тем более совсем скоро у нас планируются новые отборы в бизнес-инкубатор казанской (http://kazanstartups.ru/) и челнинской (http://startuprt.ru/) площадки. Ждем ваши заявки.